ОТЧЕТ о работе оздоровительного лагеря «Лагерь – дружная семья»
(для детей, пострадавших в результате последствий Чернобыльской катастрофы, а также из малообеспеченных семей и многодетных семей, проживающих в Псковской области)
г. Остров – 2014
Летний оздоровительный лагерь «Лагерь – дружная семья» - это мероприятие, организуемое Псковской областной общественной организацией «Дети Чернобыля» в рамках проекта при поддержке Национального благотворительного фонда в сотрудничестве с миссией «Добрый пастырь».
Лагерь организован для детей, пострадавших в результате последствий Чернобыльской катастрофы, а также из малообеспеченных семей и многодетных семей, проживающих в Псковской области.
Детский оздоровительный лагерь «Лагерь – дружная семья» проводился на базе Детского оздоровительного центра, расположенного в п. Большие Петти, Порховского района (в нескольких десятков километрах от санатория Хилово).
Дата проведения: с 17 июля по 31 июля 2014 г.
В экологически чистом месте на берегу красивейшего озера недалеко от санатория «Хилово» незабываемые дни в компании единомышленников, с интересной спортивно-оздоровительной и творческой программой для детей и взрослых провели многодетные семьи, дети из неблагополучных семей, дети ликвидаторов и пострадавших в результате последствий Чернобыльской аварии. Первоначально отдых планировался для 80 человек, но желающих оказалось намного больше – более 140 человек, среди них были 122 ребёнка и 32 волонтёра. И для всех нашлось место и интересное дело. В девяти отрядах работу с детьми от 3-х до 18 лет и их родителями по шести программам: оздоровительной, эколого-образовательной, культурно-развлекательной, духовно-нравственной проводили из числа педагогов-родителей и приглашённые волонтёры - студенты, ранее отдыхавшие в таких лагерях.
1. Цели и задачи лагеря.
Основные цели лагеря
- Оздоровление и улучшение социального благополучия детей и их родителей из Островского района и г. Острова Псковской области,
- воспитывать ответственность за свои поступки и жизнь окружающих людей, уметь признавать свои ошибки, стараться искать пути их преодоления, не причиняя боль и страдания окружающим.
- Научить различать что такое добро и зло и помочь детям встать на путь укрепления и развития в себе истинных добродетелей.
- Воспитать у детей чувства ответственности, долга перед каждым членом семьи, уважать и чтить родителей, а также семейные традиции.
Задачи лагеря:
- воспитывать ответственность за свои поступки и жизнь окружающих людей, уметь признавать свои ошибки, стараться искать пути их преодоления, не причиняя боль и страдания окружающим.
- научить различать что такое добро и зло и помочь детям встать на путь укрепления и развития в себе истинных добродетелей.
- воспитать у детей чувства ответственности, долга перед каждым членом семьи, уважать и чтить родителей, а также семейные традиции.
- сформировать у детей экологическую культуру;
- создать атмосферу праздника, творчества, игры, необходимой для полноценного общения друг с другом;
- помочь детям не только поверить в свои силы, но и проверить их на деле;
- создать необходимые условия для общего индивидуального оздоровления.
Для решения этих задач, в рамках лагеря была реализована программа, включающая в себя теоретические и практические занятия, тематические и развивающие тренинги, проведение спортивных и культурных мероприятий.
Перечень программ эколого-оздоровительного лагеря
- Оздоровительная
- Эколого-образовательная
- Культурно-краеведческая
- Культурно-развлекательная.
- Духовно – нравственная.
Содержание работы.
Оздоровительная программа.
Ежедневная утренняя зарядка
Ежедневные прогулки на свежем воздухе
Подвижные, спортивные игры и соревнования на свежем воздухе
Водные процедуры и солнечные ванны.
Эколого-образовательная программа.
Эколого-образовательная программа была направлена на формирование и развитие у детей начальных экологических знаний, развитие их практических навыков в этой области, которые бы позволили им грамотно оценивать состояние окружающей среды, предвидеть последствия антропогенного воздействия на природу.
Мы старались сделать занятия неформальными, увлекательными, несущими положительный эмоциональный заряд.
Дети у костра готовят себе шашлыки хлебные и конфетные.
Дети идут за ягодами и грибами
Культурно-развлекательная программа.
Носила не только развлекательный характер, но и способствовала развитию в детях культурно-эстетических и нравственных идеалов, расширению кругозора, проявлению творческой индивидуальности.
Дети играют в различные тематические игры-тренинги
Творчество
Ежедневно проходили уроки творчества, где дети делали поделки в подарок для своих родных
Разрисовывают кружки, которые затем каждый заберёт домой.
Учатся лепить гипсом.
Делают рамочки для фото.
Духовно – нравственная
Раскрывались вопросы по темам и проводились соответствующие темам игры:
- Зачем я живу;
- Свет материнских глаз;
- Узаконенное беззаконие;
- Великое чувство – любовь;
- Совесть – как мирило ценностей;
- Душевная чистота и др. вопросы.
Каждый день проходили занятия музыкой, тренировки и спектакли выступления, выявление талантов, интересные беседы на духовные темы для сплочения отношений детей и родителей.
План мероприятий.
Дата |
Время |
Название мероприятий |
Уточнения |
1 день |
|
|
|
|
11.00 |
Приезд. |
Размещение |
13.00-14.00 |
Обед |
|
|
14.00-16.00 |
Тихий час |
В лагере должно быть тихо, но спать не обязательно. |
|
16.00-16.30 |
Полдник |
|
|
16.30-17.30 |
Инструктаж по ТБЖ |
|
|
17.30-19.00 |
Отрядные дела |
«Новоселье», знакомство с отрядом, с правилами в лагере, с программой. |
|
19.00-20.00 |
Ужин |
|
|
20.10-22.00 |
Дискуссия по теме «В поисках истины» |
Беседа со священником В. Макеевым «Зачем я живу?» |
|
22.30 |
Отбой |
|
|
2 день |
|
|
|
|
Анализ работы оздоровительного лагеря «Лагерь – дружная семья».
За время проведения детского оздоровительного лагеря «Лагерь – дружная семья» с успехом реализованы программы, запланированные в ходе подготовки. Оздоровление и нравственность, как приоритетные направления, стали основой работы лагеря.
Дети прошли через природные оздоровительные процедуры, узнали много нового и полезного на экологических практикумах, прослушали запланированные лекции. Занятия детей характеризовались проведением самых разноплановых мероприятий с целью разнообразить пребывание детей в оздоровительном лагере и создать самые теплые и радостные впечатления об отдыхе. Разнообразие досуга сопровождалось организацией конкурсом рисунка на асфальте по проблеме защиты окружающей природы, конкурсом рисунка и оформления лучших работ на творческих занятиях. Поскольку дети находились с родителями, то в результате тренингов и бесед у детей воспитывалось чувство ответственности, долга и уважения перед родителями, а у родителей появилось больше понимания и любви к детям.
Лечебно-оздоровительные процедуры позволили ребятам окрепнуть, набраться сил, хорошо отдохнуть, дали необходимый заряд для восстановления сил – то, что так необходимо детям для полноценного отдыха, а детям с хроническими заболеваниями почувствовать себя лучше, снять или предотвратить обострение болезни.
Обширная программа культурно-развивающих мероприятий создала особую, неповторимую атмосферу, которая позволила ребятам сдружиться, проявить свой творческий потенциал, выявить у себя новые интересы.
Накопленный опыт позволил организаторам лагеря максимально создать атмосферу дружелюбия, психологического комфорта, снятия комплекса «жертвы».
Необходимо отметить, что дети в такой обстановке ведут себя иначе, чем в школе или дома. Они более раскованы, отсутствие привычного окружения, родительской опеки дает им возможность почувствовать себя другими, они обнаруживают у себя новые качества. Тихие, скованные прежде подростки подают неординарные идеи, берут на себя ответственность за группу, команду, отряд. Они начинают чувствовать себя более уверенно, понимают, что они способны на очень многое. И этот процесс становится необратимым, общение с некоторыми детьми после лагеря убеждает в этом.
Но, так как многие дети впервые совершают подобные поездки, у некоторых из них возникают трудности в общении, они не всегда быстро налаживают контакт со сверстниками. Такие ситуации нельзя предугадать, их необходимо разрешать в ходе лагеря, а это требует от педагогов такта и особого терпения. Индивидуального подхода требуют дети из неблагополучных семей, где им часто не хватает внимания.
Все поставленные цели и задачи были реализованы. Доказательством тому является улучшение здоровья детей и их стремление поддерживать между собой отношения.
Руководитель оздоровительного лагеря «Лагерь – дружная семья» Л. И. Панкевич